YouTube
Мы вконтакте

ДО ЕГЭ ПО БИОЛОГИИ ОСТАЛОСЬ

10
Дней
10
Часов
10
Минут
5
Секунд

Тест «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. Вирусы»

Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. Вирусы

Часть 1. Выберите один правильный ответ.

А1. Изображённую на рисунке растительную клетку можно узнать по наличию в ней

1) ядра

2) плазматической мембраны

3) вакуолей

4) эндоплазматической сети

А2. Клетки организмов всех царств живой природы имеют

1) оболочку из клетчатки 2) ядро
3) комплекс Гольджи 4) плазматическую мембрану

А3. Почему бактерии относят к организмам прокариотам?

1) состоят из одной клетки 2) имеют мелкие размеры
3) не имеют оформленного ядра 4) являются гетеротрофными

А4. Вирус СПИДа может функционировать в клетках

1) нервных 2) мышечных 3) эпителиальных 4) крови

А5. Гриб в составе лишайника

1) создает органические вещества из неорганических

2) поглощает воду и минеральные соли

3) расщепляет органические вещества до минеральных

4) осуществляет связь лишайника с окружающей средой

А6. Процесс дыхания у растений происходит

1) в специальных органах 2) во всех живых клетках
3) только в клетках с хлоропластами 4) только в молодых клетках

А7. Почему водоросли относят к царству растений?

1) В их клетках происходит дыхание. 2) В их клетках происходит фотостинтез.
3) Они размножаются. 4) Они имеют клеточное строение.

А8. Поглощают кислород и выделяют углекислый газ при дыхании

1) все свободноживущие животные 2) только водные животные
3) только обитатели суши 4) внутренние паразиты человека и животных

А9. Какую роль играют растения семейства бобовых в природе?

1) служат продуктом питания для человека 2) обогащают почву азотными солями
3) являются полноценным кормом для скота 4) на их корнях обитают клубеньковые бактерии

А10. Доказательством родства всех видов растений служит

1) клеточное строение растительных организмов

2) наличие ископаемых остатков

3) вымирание одних видов и образование новых

4) взаимосвязь растений и окружающей среды

А11. Процесс фотосинтеза следует рассматривать как одно из важных звеньев круговорота углерода в биосфере, так как в ходе его

1) растения вовлекают углерод из неживой природы в живую

2) растения выделяют в атмосферу кислород

3) организмы выделяют углекислый газ в процессе дыхания

4) промышленные производства пополняют атмосферу углекислым газом

А12. Растения, грибы, животные – это эукариоты, так как их клетки

1) не имеют оформленного ядра 2) не делятся митозом
3) имеют ядерную ДНК, замкнутую в кольцо 4) имеют оформленное ядро

А13. Все растения от водорослей до покрытосеменных имеют

1) органы 2) ткани
3) клеточное строение 4) цветок и плод

A14. Чтобы обеспечить доступ кислорода воздуха к корням растений, почву надо

1) рыхлить после полива 2) рыхлить до полива
3) рыхлить во время полива 4) не трогать ни до, ни после полива

A15. Укажите основную причину сокращения видового разнообразия растений.

1) небольшая продолжительность жизни растений

2) влияние деятельности человека

3) гибель растений от насекомых-вредителей

4) сезонные изменения в жизни растений

A16. Кроме растений, к автотрофным организмам относятся

1) грибы-сапротрофы 2) хемосинтезирующие бактерии
3) бактерии гниения 4) шляпочные грибы

A17. Вымирание большинства древних папоротников произошло в результате

1) изменения климата: похолодания и снижения влажности

2) чрезмерного использования папоротников человеком

3) их поедания животными

4) изменения климата: повышения температуры и влажности

A18. Почему посев кукурузы после бобовых, у которых на корнях развиваются клубеньковые бактерии, ведет к повышению урожая?

1) Семена бобовых содержат много белка. 2) Поле освобождается от сорняков.
3) Почва обогащается азотными солями. 4) Почва становится более рыхлой.

A19. К какому семейству относят картофель, томаты, у которых цветок пятичленного типа со сросшимся околоцветником и плод – ягода?

1) пасленовых 2) бобовых 3) крестоцветных 4) лютиковых

A20. Какой процесс способствует неоднократному использованию растениями одних и тех же химических элементов, поглощаемых из почвы?

1) корневое давление 2) фотосинтез 3) саморегуляция 4) круговорот веществ

A21

. Почему грибы, собранные возле автомобильной трассы, опасно употреблять в пищу?

1) В них мало питательных веществ.

2) Они очень медленно растут и невкусные.

3) В них накапливается много вредных, токсичных веществ.

4) В них накапливается много нитратов.

A22. В чем проявляется усложнение папоротников по сравнению с мхами?

1) В процессе фотосинтеза образуют органические вещества из неорганических.

2) Не нуждаются в воде при оплодотворении.

3) Относятся к высшим споровым растениям.

4) Имеют корни и хорошо развитые проводящие ткани.

A23. Грибы в отличие от растений

1) имеют неограниченный рост 2) не имеют клеточного строения
3) не способны к фотосинтезу 4) имеют в клетке оформленное ядро

A24. Почвенное и воздушное питание характерно для организмов царства

1) грибов 2) бактерий 3) растений 4) животных

A25. По каким признакам моховидные отличаются от других растений?

1) имеют клеточное строение

2) размножаются спорами

3) имеют листья, стебель и ризоиды

4) образуют органические вещества в процессе фотосинтеза

A26. Клетки животных в отличие от клеток растений не имеют

1) клеточной мембраны и цитоплазмы

2) митохондрий и рибосом

3) ядра и расположенных в цитоплазме органоидов

4) пластид, вакуолей с клеточным соком, оболочки из клетчатки

A27. Особенности обмена веществ у растений по сравнению с животными состоят в том, что в их клетках происходит

1) хемосинтез 2) энергетический обмен 3) фотосинтез 4) биосинтез белка

A28. Как бактерии переносят неблагоприятные условия?

1) образуют зиготу 2) образуют споры
3) образуют цисты 4) усиленно размножаются

A29. В процессе дыхания растения поглощают

1) озон 2) азот 3) кислород 4) углекислый газ

A30. Растения отдела покрытосеменных в отличие от голосеменных

1) имеют корень, стебель, листья

2) имеют цветок и плод

3) размножаются семенами

4) выделяют в атмосферу кислород в процессе фотосинтеза

A31. Какой процесс способствует неоднократному использованию растениями одних и тех же химических элементов, поглощаемых из почвы?

1) корневое давление 2) фотосинтез 3) саморегуляция 4) круговорот веществ

A32. К автотрофным организмам относят

1) мукор 2) дрожжи 3) пеницилл 4) хлореллу

A33. Какие особенности жизнедеятельности грибов указывают на их сходство с растениями?

1) использование солнечной энергии при фотосинтезе

2) неограниченный рост в течение всей жизни

3) синтез органических веществ из неорганических

4) выделение кислорода в атмосферу

A34. К какой группе относят растения, состоящие из клеток, недифференцированных на ткани?

1) мхов 2) хвощей 3) водорослей 4) лишайников

A35. В связи с выходом на сушу у первых растений сформировались

1) ткани 2) споры 3) семена 4) половые клетки

А36. Что служит главным источником энергии, обеспечивающим круговорот веществ в экосистемах?

1) АТФ 2) солнечный свет
3) живые организмы 4) органические вещества

А37. Мхи – более высокоорганизованные растения по сравнению с водорослями, так как они

1) имеют органы и ткани 2) размножаются спорами
3) многоклеточные организмы 4) способны поглощать газы и воду из атмосферы

А38. Клубень и луковица – это

1) органы почвенного питания 2) видоизменённые побеги
3) генеративные органы 4) зачаточные побеги

А39. Грибы опята, питающиеся мертвыми органическими остатками пней, поваленных деревьев, относят к группе

1) сапрофитов 2) паразитов 3) автотрофов 4) симбионтов

А40. Плод покрытосеменных образуется из

1) семязачатков 2) завязи пестика 3) околоплодника 4) пыльцевых зёрен

А41. Папоротниковидные, в отличие от покрытосеменных, не имеют

1) проводящей системы 2) цветков и плодов
3) хлоропластов в клетках 4) эпидермиса с устьицами

A42. Укажите признак, характерный только для царства растений.

1) имеют клеточное строение 2) дышат, питаются, растут, размножаются
3) имеют фотосинтезирующую ткань 4) питаются готовыми органическими веществами

A43. Яблоню, вишню, шиповник объединяют в одно семейство розоцветных, так как у них

1) одинаковые потребности в воде и освещении 2) цветки имеют сходное строение
3) стержневая корневая система 4) сходное строение побегов

A44. Наибольшее количество крахмала человек потребляет, используя в пищу

1) листья салата и укропа 2) растительное и сливочное масло
3) хлеб и картофель 4) мясо и рыбу

A45. У комнатного растения срезан стебель с листьями, оставлен только пенек высотой 5 см. На пенек надета резиновая трубочка, соединенная со стеклянной. Что иллюстрирует данный опыт?

1) наличие у растений процесса транспирации

2) передвижение по растению органических веществ

3) наличие у растений корневого давления

4) значение воды в жизни растений

А46. Укажите правильный порядок классификации:

1) класс – тип – семейство – отряд – вид – род

2) тип – класс – отряд – семейство – род – вид

3) отряд – семейство – род – вид - отдел

4) вид – род – тип – класс – отряд – царство

А47. Капуста и редька относятся к одному семейству на основании

1) строения корневой системы 2) жилкования листьев
3) строения стебля 4) строения цветка и плода

А48. В каком случае перечислены «царства» органического мира?

1) бактерии, грибы, растения, животные

2) позвоночные, беспозвоночные, хлорофилльные

3) деревья, хищники, простейшие, водоросли

4) споровые, семенные, рептилии, птицы

А49. Не имеет оформленного ядра

1) амеба обыкновенная 2) дрожжевые клетки
3) гриб мукор 4) туберкулезная палочка

А50. В цитоплазме бактерий находятся

1) рибосомы, одна хромосома, включения

2) митохондрии, несколько хромосом

3) хлоропласты, аппарат Гольджи

4) ядро, митохондрии, лизосомы

А51. Азотфиксирующие бактерии относятся к

1) паразитам 2) симбионтам 3) фототрофам 4) сапрофитам

А52. Общим свойством для всех организмов является способность к

1) фотосинтезу 2) гетеротрофному питанию
3) обмену веществ 4) спорообразованию

А53. Общим признаком мукора и мыши можно считать

1) наличие клеточных стенок 2) анаэробное дыхание
3) запас гликогена в клетках 4) неограниченный рост

А54. Сходство между корнем и стеблем проявляется в том, что оба органа

1) растут из почки

2) имеют одинаковые функциональные зоны

3) имеют почки

4) растут своей верхушкой

А55. Корневой чехлик защищает зону

1) роста 2) деления 3) проведения 4) всасывания

А56. Шишка хвойных – это:

1) плод 2) система побегов
3) видоизмененный цветок 4) видоизмененный плод

Часть 2

Выберите три правильных ответа из шести (В1-В10).

B1. В чем состоит значение фотосинтеза?

1) в обеспечении всего живого органическими веществами

2) в расщеплении биополимеров до мономеров

3) в окислении органических веществ до углекислого газа и воды

4) в обеспечении всего живого энергией

5) в обогащении атмосферы кислородом, необходимым для дыхания

6) в обогащении почвы солями азота

B2. Появление каких изменений у растений в процессе эволюции не способствовало общему подъему их организации?

1) Появление корней у древних папоротников.

2) Появление хлорофилла у мхов.

3) Возникновение тканей у хвойных.

4) Возникновение семени у голосеменных.

5) Появление цветка и плода у покрытосеменных.

6) Возникновение проводящих тканей у цветковых.

B3. Какие признаки характерны для класса двудольных растений?

А) вставочный рост

Б) семена с двумя семядолями

В) листья с сетчатым жилкованием

Г) из зародышевого корешка развивается главный корень

Д) в стебле не происходит вторичного утолщения

Е) стержневая корневая система

B4. Папоротники относят к царству растений, так как

А) в процессе дыхания они поглощают кислород и выделяют углекислый газ

Б) в процессе фотосинтеза они образуют органические вещества и выделяют в атмосферу кислород

В) их клетки содержат хлоропласты

Г) их клетки содержат цитоплазму

Д) выполняют роль консументов в экосистеме

Е) выполняют роль продуцентов в экосистеме

B5. Сходство клеток животных и бактерий состоит в том, что они имеют

1) оформленное ядро

2) цитоплазму

3) митохондрии

4) плазматическую мембрану

5) гликокаликс

6) рибосомы

B6. Растения семейства лилейных можно узнать по

1) цветкам трёхчленного типа с простым околоцветником

2) цветкам пятичленного типа с двойным околоцветником

3) видоизменённым подземным побегам в виде луковиц и корневищ

4) видоизменённым наземным побегам в виде усов и лазающих стеблей

5) образованию плодов – ягода или коробочка

6) образованию плодов – орех или стручок

В7. Выберите три названия семейств растений

1) двудольные

2) моховидные

3) зонтичные

4) Голосеменные

5) Мотыльковые

6) Розоцветные

В8. Клетки бациллы отличаются от клетки амебы

1) отсутствием митохондрий

2) наличием цитоплазмы

3) наличием рибосом

4) отсутствием ядра

5) наличием нуклеотида

6) наличием клеточной мембраны

В9. По каким признакам грибы можно отнести к отдельному царству?

1) ограниченный рост

2) прикрепленный образ жизни

3) отсутствие хлорофилла

4) запасное вещество – крахмал

5) запасное вещество – гликоген

6) хитинизированная клеточная оболочка

В10. Выберите признаки мохообразных растений:

1) тело представлено талломом

2) есть листья и стебель

3) размножаются семенами

4) гаметофит представлен заростком

5) спорофит – коробочка на ножке

6) из споры вырастает зеленая нить

В11. Определите последовательность развития растения папоротника, начиная со споры

А) заросток

Б) зародыш спорофита

В) споры

Г) зигота

Д) спорангии

B12. Установите соответствие между признаками организмов и группами, для которых они характерны.

ПРИЗНАКИ ОРГАНИЗМОВ

ГРУППЫ ОРГАНИЗМОВ

выделяют в особое царство

тело представляет собой слоевище

имеют плодовое тело

по способу питания – авто-гетеротрофы

вступают в симбиоз с корнями растений

представляют симбиоз грибов и водорослей

А) грибы

Б) лишайники

1 2 3 4 5 6
           

В13. Установите последовательность соподчинения систематических групп растений, начиная с наибольшей

А) отдел Покрытосеменные

Б) семейство Злаки

В) вид Пшеница безостая

Г) род Пшеница

Д) класс Однодольные

В14. Соотнесите процессы развития с организмами, у которого эти процессы происходят

Процессы развития

Организмы

А) образование пыльцевого мешка

Б) опыление

В) оплодотворение в воде

Г) образование гамет в антеридиях и архегониях

Д) созревание спор

Е) созревание семян

1) сосна

2) мох

Часть 3

На задания С1-С5 дайте краткий ответ из нескольких слов или одного-двух предложений, а на задания С6-С10 – полный развернутый ответ, С11-С12 - найдите ошибки в приведённом тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они сделаны.

С1. В каких реакциях обмена исходным веществом для синтеза углеводов является вода?

С2. Какой процесс в жизни дерева нарушается при удалении его коры?

С3. С какой целью при пересадке рассады капусты прищипывают кончик корня?

С4. С какой целью проводят побелку стволов и крупных ветвей плодовых деревьев?

С5. К каким последствиям может привести внесение в почву избытка минеральных удобрений?

С6. Почему систематики выделяют грибы в особое царство органического мира?

С7. Какие признаки характерны для царства растений?

С8. Назовите не менее 3-х особенностей наземных растений, которые позволили им первыми освоить сушу. Ответ обоснуйте.

C9. Какие признаки характерны для моховидных растений?

C10. Что объединяет и в чём отличие биологических объектов, изображённых на рисунке?

С11. Найдите ошибки в приведённом тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок.

1. У растений, как и у всех организмов, происходит обмен веществ.

2. Они дышат, питаются, растут и размножаются.

3. При дыхании они поглощают углекислый газ и выделяют кислород.

4. Они растут только в первые годы жизни.

5. Все растения по типу питания автотрофные организмы, они размножаются и распространяются с помощью семян.

С12. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, объясните их.

1. Грибы занимают особое положение в системе органического мира, их нельзя отнести ни к царству растений, ни к царству животных, хотя имеются некоторые черты сходства с ними.

2. Все грибы – многоклеточные организмы, основу тела которых составляет мицелий, или грибница.

3. По типу питания грибы гетеротрофы, но среди них встречаются автотрофы, сапрофиты, хищники, паразиты.

4. Как и растения, грибы имеют прочные клеточные стенки, состоящие из целлюлозы.

5. Грибы неподвижны и растут в течение всей жизни.

Инструкция по проверке и оценке работ учащихся по биологии

«Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. Вирусы»

Часть 1

№ задания Ответ № задания Ответ № задания Ответ № задания Ответ
А1 3 А14 2 А27 3 А40 2
А2 4 А15 2 А28 2 А41 2
А3 3 А16 2 А29 3 А42 3
А4 4 А17 1 А30 2 А43 2
А5 2 А18 3 А31 4 А44 3
А6 2 А19 1 А32 4 А45 3
А7 2 А20 4 А33 2 А46 2
А8 1 А21 3 А34 3 А47 4
А9 2 А22 4 А35 1 А48 1
А10 1 А23 3 А36 2 А49 4
А11 1 А24 3 А37 1 А50 1
А12 4 А25 3 А38 2 А51 2
А13 3 А26 4 А39 1 А52 3
А54 – 4;А55 – 2; А56 - 2

Часть 2

№ задания Ответ
В1 145
В2 236
В3 БВЕ
В4 БВЕ
В5 246
В6 135
В7 356
В8 145
В9 356
В10 256
В11 ВАГБД
В12 АБАБАБ
В13 АДБГВ
В14 112221

Часть 3

С1. В каких реакциях обмена исходным веществом для синтеза углеводов является вода?

- Реакция пластического обмена - фотосинтез

С2. Какой процесс в жизни дерева нарушается при удалении его коры?

- проведение воды и растворенных в ней минеральных веществ

С3. С какой целью при пересадке рассады капусты прищипывают кончик корня?

- Для увеличения числа боковых корней, что приведет к увеличению площади питания растений.

С4. С какой целью проводят побелку стволов и крупных ветвей плодовых деревьев?

- Для защиты от солнечных ожогов и от вредителей

С5. К каким последствиям может привести внесение в почву избытка минеральных удобрений?

- К загрязнению окружающей среды

С6. Почему систематики выделяют грибы в особое царство органического мира?

Элементы ответа:

1) грибы нельзя отнести к растениям, так как в их клетках нет хлорофилла и хлоропластов

2) грибы нельзя отнести к животным, так как они всасывают питательные вещества всей поверхностью тела, а не заглатывают в виде пищевых комочков

3) в отличие от животных грибы растут в течение всей жизни.

4) их тело состоит из тонких ветвящихся нитей – гифов, образующих мицелий, или грибницу

5) клетки мицелия запасают углеводы в виде гликогена

3

С7. Какие признаки характерны для царства растений?

1) Наличие в клетках хлоропластов, в которых происходит фотосинтез

2) Наличие в клетке оболочки из клетчатки и вакуолей с клеточным соком

3) Растут в течение всей жизни, большинство не перемещается с одного места на другое

3

С8. Назовите не менее 3-х особенностей наземных растений, которые позволили им первыми освоить сушу. Ответ обоснуйте.

1) возникновение покровной ткани – эпидермиса с устьицами, способствующей защите от испарения;

2) появление слабо развитой проводящей системы, обеспечивающей транспорт веществ;

3) развитие механической ткани, выполняющей опорную функцию;

4) образование ризоидов, с помощью которых они закреплялись в почве.

3

C9. Какие признаки характерны для моховидных растений?

1) большинство мхов – листостебельные растения, некоторые из них имеют ризоиды;

2) размножаются мхи как половым, так и бесполым путем с чередованием поколений: полового (гаметофит) и бесполого (спорофит);

3) взрослое растение мха – половое поколение (гаметофит), а коробочка со спорами – бесполое (спорофит);

4) оплодотворение происходит при наличии воды.

C10. Что объединяет и в чём отличие биологических объектов, изображённых на рисунке?

1) на рисунке изображены побеги, состоящие из стебля и почек;

2) побеги служат органами вегетативного размножения;

3) клубень – видоизменённый побег, содержит запас органических веществ (крахмал).

С11. Найдите ошибки в приведённом тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок.

1. У растений, как и у всех организмов, происходит обмен веществ.

2. Они дышат, питаются, растут и размножаются.

3. При дыхании они поглощают углекислый газ и выделяют кислород.

4. Они растут только в первые годы жизни.

5. Все растения по типу питания автотрофные организмы, они размножаются и распространяются с помощью семян.

1) 3 – при дыхании растения поглощают кислород и выделяют углекислый газ;

2) 4 – растения растут в течение всей жизни;

3) 5 – не все растения образуют семена.

3

С12. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, объясните их.

1. Грибы занимают особое положение в системе органического мира, их нельзя отнести ни к царству растений, ни к царству животных, хотя имеются некоторые черты сходства с ними.

2. Все грибы – многоклеточные организмы, основу тела которых составляет мицелий, или грибница.

3. По типу питания грибы гетеротрофы, но среди них встречаются автотрофы, сапротрофы, хищники, паразиты.

4. Как и растения, грибы имеют прочные клеточные стенки, состоящие из целлюлозы.

5. Грибы неподвижны и растут в течение всей жизни.

Ошибки допущены в предложениях:

1) 2 – среди грибов есть и одноклеточные, например, дрожжи;

2) 3 – по типу питания среди грибов отсутствуют автотрофы (так как их клетки не имеют хлорофилла);

3) 4 – клеточные стенки грибов состоят из хитина, а не из целлюлозы.

3

Заполните заявку на подготовку к ЕГЭ по биологии или химии

Краткая форма обратной связи

Поля помеченные * являются обязательными для заполнения

Форма обратной связи для учеников

Поля помеченные * являются обязательными для заполнения

Форма обратной связи для родителей

Поля помеченные * являются обязательными для заполнения

Яндекс.Метрика